Возможные неисправности стартёра.
1. Стартёр не крутит вообще и не издаёт никаких звуков.
Здесь нужно проверить контактную группу замка зажигания (КГ), провод от неё до клеммы втягивающего реле (красный провод, цепь 50 на замке зажигания) и силовой провод до контактов втягивающего(из области фантастики, но всё же). Небольшое пояснение по втягивающему реле. На нём может быть две клеммы(помимо 2-х силовых винтовых). Один вывод предназначен для подачи напряжения на обмотки реле, а со второго вывода снимается напряжение на пусковую форсунку. Сделано это для того, чтобы форсунка работала только во время пуска.
2. При повороте ключа слышен щелчок (или трещание), стартёр не крутит.
Здесь снова возвращаемся к устройству втягивающего реле. У втягивающего реле внутри две обмотки: втягивающая и удерживающая. Питание с КГ подаётся на обе обмотки, но удерживающая обмотка соединена непосредственно с массой, а втягивающая соединяется с массой через коллектор. Когда стартёра обесточен, то сопротивление между выводами коллектором и массой очень мало, что обеспечивает надёжное срабатывание втягивающей обмотки, а уже во время пуска, когда якорь втянулся, питание с втягивающей обмотки пропадает, а на удерживающей обмотке продолжает оставаться вплоть до окончания пуска. Если коллектор или щётки сильно изношены, контакт с массой втягивающей обмотки будет плохим либо будет отсутствовать. При этом питание будет приходить на удерживающую обмотку, но её «сил» хватит лишь на то, чтобы немного дернуть якорь втягивающего реле. При этом будут слышен щелчок. Если же слышен щелчок и притухает подсветка приборов и салона, магнитолы, то скорее всего потребуется лишь хорошенько зачистить клеммы на акб и в месте подключения массы от акб на кузов.
3. И всё-таки он вертится!(с) Но двигатель не крутит.
В этом случае бытует ошибочное мнение, что виновато втягивающее реле. Втягивающее реле коммутирует «+» акб на стартёр. И если стартёр крутит, то якорь втянулся и замкнул два мощных контакта внутри реле. В этом случае наиболее вероятная причина – это неисправность бендикса. На вид простая шестерня, но на самом деле внутри неё обгонная муфта, которая не даёт сломать стартёр в тот момент, когда пуск двигателя произошёл, а разъединение венца маховика и зубцов бендикса ещё не произошло. Также, причиной может быть сломанная вилка, через которую якорь втягивающего перемещает бендикс по валу стартёра.
4. Стартёр срабатывает, но крутит вяло, либо не крутит вообще. При этом напряжение в бортсети сильно просаживается. Если снять стартёр и подать питание, то крутит но опять же вяло. В данном случае возможен пробой обмотки ротора на его корпус, либо межвитковое замыкание. В принципе неисправность нечастая, но может иметь место. Может возникнуть из-за долгого маслания стартёром. Также из-за скопившейся угольной пыли может давать утечку на корпус щёточный узел.
Теперь непосредственно к ремонту(переборке) стартёра.
Снять его труда не составляет, единственное могут возникнуть сложности с отворачиванием клеммы силового провода. Лучше потратить время на отмачивание нагревание и другие ухищрения с гайкой, чем потом топать за новым втягивающим. Свернуть винтовой вывод вместе с пластиком изолятора особого труда не составит.
Фото разобранного стартёра.
стартёр в разборе1.jpg
Разборка также особых проблем не составит. Сразу снимаем втягивающее. Винты, держащие задний колпачок, перед откручиванием немного обстучать. Они латунные и при желании легко сворачиваются. Под колпачком снимаем стопорное кольцо. Затем выкручиваем два длинных винта и снимаем колокол. Под ним расположен планетарный привод. Вынимаем его, он ни чем не крепится. Снимаем заднюю крышку и щёточный узел. Направляющие щёток съёмные, поэтому при демонтаже следите, чтобы пружинки и направляющие не выстрелил в неизвестном направлении. Вынимаем ротор. Чтобы разобрать планетарку и снять бендикс, потребуется немного повозиться с упором бендикса на валу(поз. 13 и 14). Тут можно либо отвёрткой постепенно сковырнуть упор 14 со стопорного кольца 13, либо через длинную голову несильным ударом сбить упор с кольца, после чего вывести кольцо из проточки и снять обе детали с вала. Снимаем бендикс, затем снимаем стопор и шайбу у основания корпуса планетарки. С обратной стороны снимаем металлическую крышку с корпуса планетарки и вынимаем водило с сателлитами.
Теперь можно всё промыть от пыли и старой смазки, корпус и колокол стартёра очистить снаружи (по желанию). Внутри корпуса на пружинных держателях установлены постоянные магниты. В идеале их можно вынуть, чтобы не мешались при очистке внутри корпуса. Да и очистить их от налипших частичек металла будет проще. Коллектор очищать исключительно тканью, смоченной в бензине или карбклинере. Использовать шкурки не желательно. Либо, если есть возможность (и надобность), можно проточить коллектор на токарном станке (если есть что протачивать). Все валы отполировываем от грязи, не более. Для полировки использовал плоскую ленту (капрон или нейлон не знаю, внешний вид на фото) и абразивную пасту. Я использовал пасту для полировки хрома. После того как всё отмыто, можно приступать к дефектовке. Разобранный стартёр на фото.
стартёр в разборе.jpg