Все антифризы делаются на основе гликоля. Гликоль обеспечивает основное свойство антифриза - низкую температуру замерзания и высокую температуру кипения. Кроме того, гликоли резко уменьшают расширение воды при замерзании. Так что даже если антифриз всё-же замёрзнет, то с двигателем всё равно ничего не случится. Антифриз G13 делается из пропиленгликоля, остальные из этиленгликоля. Пропиленгликоль и этиленгликоль по своим свойствам в качестве антифриза примерно одинаковые, но пропиленгликоль не ядовит, он даже используется в качестве пищевой добавки (E1520), например в мороженом, чтобы оно в холодном виде было мягче. Пропиленгликоль и этиленгликоль отлично смешиваются. В общем, G13 за счёт этого гораздо менее токсичен, чем остальные антифризы.
Далее, антифризы различаются по набору присадок которые добавляются чтобы замедлить или вовсе исключить коррозию. Чтобы не грузить всякими названиями химических веществ напишу попроще про разновидности:
"Тосол": отечественная марка этиленгликолевого антифриза. В качестве антикоррозионной добавки используется дохренища силикатов (силикат натрия). В процессе эксплуататции силикаты реагируют с алюминием и приводят к появлению отложений, которые, собственно и защищают алюминий от коррозии. Жопа в том, что этот процесс идёт неравномерно, и, например, под шлангами, на стыках и в других подобных местах в алюминии появляются каверны заполненные достаточно хрупким силикатом. При снятии шланга или разъединении соединения силикат рассыпается, а каверна остаётся. Ну и отложениями забиваются радиаторы и каналы ОЖ в двигателе. Как несложно догадаться, в процессе образования отложений, количество силикатов в антифризе уменьшается, и он становится коррозионно активен - присадки-то все вышли. Поэтому тосол надо менять хотя бы раз в 2 года, что, впрочем, приведёт просто к новой порции отложений в двигателе :).
G11: Силикатов поменьше, но добавлены другие неорганические вещества (бораты и пр.), которые тоже препятствуют коррозии алюминия и заодно уменьшают вероятность образования каверн и отложений. Однако, силикатов всё-же достаточно много и процесс образования каверн и отложений хоть и сильно замедлен по сравнению с тосолом, но всё же идёт.
На наших машинах, на стоящих с рождения алюминиевых фланцах обязательно найдутся следы этого процесса. Отложений меньше, но они тоже есть. G11 рекомендуется менять раз в 2 года.
G12, G12+: В процессе борьбы с отложениями и за увеличение срока службы антифриза решили делать антифриз без силикатов вообще, только с органическими кислотами. Отложений нет вообще, но, например, если есть медные, бронзовые или латунные части и/или пайка оловянным припоем в системе охлаждения, то страдать будут они, хоть и не сильно. В принципе, если медные радиаторы уже заменены на алюминиевые, то в сотках кроме термостата не остаётся страдающих от G12 деталей в системе охлаждения, так что вполне можно лить и G12. Всё равно, с нынешним качеством запчастей, скорее всего, термостат будет заменён гораздо раньше, чем коррозия нарушит его работу. G12 тоже надо заменять, но уже раз в 5 лет.
G12++, G13: В антифриз всё-же решили вернуть немножко силикатов. Основную защиту выполняют органические кислоты, как и в G12, а чуть-чуть силикатов и других неорганических добавок не дают кислотам съесть детальки из жолтого металла, но, при этом, образования отложений на алюминии не происходит. Да и периодически заменять G13 стало не нужно. Как я уже выше написал - разница между G12++ и G13 в гликоле. G13 - неядовитый пропиленгликоль, G12++ - этиленгликоль, смешиваются они прекрасно.
О смешивании.
Во-первых, если приспичило, то смешивать можно любые антифризы. Смесь в итоге приобретёт наихудшие свойства составляющих, только и всего. Никаких хлопьев и всего такого не будет, если, конечно используются нормальные антифризы, а не россиянская бодяга с метанолом и чёрт знает чем ещё. В форс-мажорных ситуациях вполне годное решение. Однако, лучше просто долить дистиллированной воды, доехать до места ремонта, и потом долить концентрата, слив некоторое количество разбавленного антифриза из системы. Формально, VAG не рекомендует смешивать G11 и G12/G12+. Все остальные варианты допустимы даже с точки зрения VAG. Следовать или нет рекомендации - дело ваше, всё равно ничего страшного не произойдёт.
Доливать же после ремонта или убегания антифриза лучше всего тот же, что и был залит, или той же разновидности, т.е. в G12 можно спокойно долить G12+ или в G13 долить G12++.
Для того, чтобы после замены антифриз работал максимально эффективно, при смене разновидности антифриза с одной на другую лучше промыть двигатель от остатков старого антифриза. Если этого не сделать, то часть старого антифриза немного подпортит свойства нового.
Сейчас VAG продаёт концентрат G13 в 1.5-литровых бутылках - G 013 A8J M1. Стоит он 600-700 рублей. Смешивается с дистиллированной водой в пропорции 1:1 для температуры замерзания в -40С или 3:2 для -60С.