Поддержка форума Здесь могла бы быть Ваша реклама Летняя встреча 2023 Здесь могла бы быть Ваша реклама Лобовое стекло с обогревом для 44-го кузова Здесь могла бы быть Ваша реклама Благотворительность Здесь могла бы быть Ваша реклама Летняя встреча 2023 Здесь могла бы быть Ваша реклама

Почему надо дотягивать болты ГБЦ,жестким ключом

Почему надо дотягивать болты ГБЦ,жестким ключом

Сообщение номер:#1  Сообщение СЕРЫЙ2016 » 05 июл 2018, 20:40 •

Выкладываю статью с DieselIrk.ru,,а то мнений много по поводу почему надо дотягивать болты ГБЦ на градусы,а не динамо ключом
Вводная часть для понимания вопроса. Есть такая инженерная наука - сопромат (сопротивление материалов). Трудная наука, многим тяжело дается. В мои молодые годы была даже поговорка: Сопромат сдал - можешь жениться.
Сопромат разделяет материалы на пластичные и хрупкие. Хрупкие материалы могут нести только нагрузки сжатия, а пластичные - любые нагрузки. При растяжении пластичных материалов происходит следующее: чем большую нагрузку мы прикладываем к растягиваемому телу, тем на большую длину растягивается (удлиняется) это тело. До некоторого предела явление это пропорционально - сколько нагрузки прибавили, настолько тело удлинилось. Допустим, каждым 500 кГ дополнительной нагрузки соответствует 0,1 мм дополнительного удлинения. Но, повторю - пропорциональность держится до определенного предела. Потом приложив некоторую нагрузку мы замечаем, что тело удлинилось, а нагрузка практически осталась на месте. Пытаемся еще прибавить нагрузки, тело удлиняется, а измеритель усилия показывает, что увеличения нагрузки нет. Это явление называется пределом текучести материала. Как бы мы ни пытались дополнительно нагрузить тело, оно только удлиняется, а увеличения нагрузки не происходит. Если и далее нагружать тело, то мы увидим, что нагрузка начинает расти и удлинение опять подчиняется некоторой пропорциональности нагрузке, однако почти сразу после этого (если добавить еще немного нагрузки) тело разрушится. Это называется пределом прочности материала. Если, не доводя до разрушения, разгрузить тело, вышедшее на площадку текучести, то мы увидим, что после снятия нагрузки тело стало длиннее, чем было. Длиннее оно станет ровно на ту величину, на которую оно "плыло" на площадке текучести, а то, что удлинялось пропорционально нагрузке, сожмется обратно. Оставшееся удлинение так и называется - остаточная деформация.
На бытовом уровне увидеть предел текучести и предел прочности можно растягивая резиновый шнур. Мы его тянем и нагрузка увеличивается, затем мы чувствуем, что резина как пластилин потянулась, но еще не рвется, а потом еще маленько растянули и получили порванной резинкой по рукам ;D . Когда как пластилин - это предел текучести, когда по рукам - предел прочности.

Теперь о головочных болтах.
Самым важным в сборке мотора, является надежность стыковки сопрягаемых деталей. К головкам блока это требование наипервейшее. Все болты. крепящие головку, должны развивать одинаковое усилие прижима. Ранее это достигалось назначением крутящего момента на затяжку болтов. При таком назначении оговаривалось, что резьба в блоке должна быть вычищена, резьба болта легонько смазана, опорная часть головки болта, также слегка смазана. Подразумевалось также, что динамометрические ключи будут своевременно оттарированы и поверены. Ну ка, кто из вас и когда тарировал свой динамометрический ключ? Я уж не спрашиваю о поверке. Понятие смазаны тонким слоем масла тоже крайне расплывчатое. А ведь при затягивании болта, сопротивление затягиванию складывается не только из растяжения тела болта, а еще и из трения в резьбе и под головкой болта. И при неудачном стечении обстоятельств может оказаться, что львиную долю момента затяжки мы съели на преодоление трения, а не на прижатие головки. Поэтому немецкие инженеры внедрили, на мой взгляд, превосходную идею - затяжку болтов сперва небольшим моментом (когда силы трения еще не существенны) и последующую затяжку по градусам. При этом болты растягиваются очень сильно и выходят на площадку текучести. Таким образом, каждый болт, не зависимо от настроения рабочего, развивает абсолютно одинаковое усилие с остальными. Но при этом все болты набирают остаточную деформацию и повторно использованы быть не могут. Их просто не возможно повторно вывести на требуемую закрутку. Слишком велик будет риск разрушения болтов.
"Тянущиеся" болты (болты, которые затягивают по градусам до площадки текучести) всегда надо тянуть в соответствии с заводской инструкцией, а еще правильнее с инструкцией к ПГБ. Кстати, они почти всегда не существенно различаются. Бояться перетянуть или порвать болты не надо. Болты тщательно просчитаны и запас до предела прочности у них имеется. Работа по затяжке таких болтов совсем не детская, инструмент должен быть качественный. Поломка биты при затяжке головы может плохо кончиться. Поэтому большое внимание самостраховке. Если память не изменяет такие болты появились в районе 1990 года или немного ранее. За 25 лет, поверьте, не было в моей практике ни одного сорванного болта или нарушения герметичности стыка головки с блоком. А моторов этих было сделано - не сосчитать. Когда первые моторы делали, тоже сильно усомнились и пытались тянуть по какому-то понятному для нас моменту. Честно скажу и в таком случае нарушения стыков не было. Но заела мысль - зачем так написано. Ведь не для того, чтобы мы моторы гробили. Ну вот и разобрались тогда, что к чему...
Аватара пользователя
СЕРЫЙ2016
 
Сообщения: 44
Зарегистрирован: 16 дек 2016, 18:56
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Имя: Cергей
Откуда: Воронеж
Модель автомобиля: АУДИ100
Кузов: 44
Год выпуска: 85
Код двигателя: CN
Привод автомобиля: Переднеприводный

Вернуться в Мотор дизельный

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 2