Поддержка форума Здесь могла бы быть Ваша реклама Летняя встреча 2023 Здесь могла бы быть Ваша реклама Лобовое стекло с обогревом для 44-го кузова Здесь могла бы быть Ваша реклама Благотворительность Здесь могла бы быть Ваша реклама Летняя встреча 2023 Здесь могла бы быть Ваша реклама

Переборка стартёров БОШ бензиновых 5-ок

Отчёты по ремонту

Переборка стартёров БОШ бензиновых 5-ок

Сообщение номер:#1  Сообщение Kattani » 13 ноя 2012, 11:28 •

Возможные неисправности стартёра.

1. Стартёр не крутит вообще и не издаёт никаких звуков.
Здесь нужно проверить контактную группу замка зажигания (КГ), провод от неё до клеммы втягивающего реле (красный провод, цепь 50 на замке зажигания) и силовой провод до контактов втягивающего(из области фантастики, но всё же). Небольшое пояснение по втягивающему реле. На нём может быть две клеммы(помимо 2-х силовых винтовых). Один вывод предназначен для подачи напряжения на обмотки реле, а со второго вывода снимается напряжение на пусковую форсунку. Сделано это для того, чтобы форсунка работала только во время пуска.
2. При повороте ключа слышен щелчок (или трещание), стартёр не крутит.
Здесь снова возвращаемся к устройству втягивающего реле. У втягивающего реле внутри две обмотки: втягивающая и удерживающая. Питание с КГ подаётся на обе обмотки, но удерживающая обмотка соединена непосредственно с массой, а втягивающая соединяется с массой через коллектор. Когда стартёра обесточен, то сопротивление между выводами коллектором и массой очень мало, что обеспечивает надёжное срабатывание втягивающей обмотки, а уже во время пуска, когда якорь втянулся, питание с втягивающей обмотки пропадает, а на удерживающей обмотке продолжает оставаться вплоть до окончания пуска. Если коллектор или щётки сильно изношены, контакт с массой втягивающей обмотки будет плохим либо будет отсутствовать. При этом питание будет приходить на удерживающую обмотку, но её «сил» хватит лишь на то, чтобы немного дернуть якорь втягивающего реле. При этом будут слышен щелчок. Если же слышен щелчок и притухает подсветка приборов и салона, магнитолы, то скорее всего потребуется лишь хорошенько зачистить клеммы на акб и в месте подключения массы от акб на кузов.
3. И всё-таки он вертится!(с) Но двигатель не крутит.
В этом случае бытует ошибочное мнение, что виновато втягивающее реле. Втягивающее реле коммутирует «+» акб на стартёр. И если стартёр крутит, то якорь втянулся и замкнул два мощных контакта внутри реле. В этом случае наиболее вероятная причина – это неисправность бендикса. На вид простая шестерня, но на самом деле внутри неё обгонная муфта, которая не даёт сломать стартёр в тот момент, когда пуск двигателя произошёл, а разъединение венца маховика и зубцов бендикса ещё не произошло. Также, причиной может быть сломанная вилка, через которую якорь втягивающего перемещает бендикс по валу стартёра.
4. Стартёр срабатывает, но крутит вяло, либо не крутит вообще. При этом напряжение в бортсети сильно просаживается. Если снять стартёр и подать питание, то крутит но опять же вяло. В данном случае возможен пробой обмотки ротора на его корпус, либо межвитковое замыкание. В принципе неисправность нечастая, но может иметь место. Может возникнуть из-за долгого маслания стартёром. Также из-за скопившейся угольной пыли может давать утечку на корпус щёточный узел.

Теперь непосредственно к ремонту(переборке) стартёра.

Снять его труда не составляет, единственное могут возникнуть сложности с отворачиванием клеммы силового провода. Лучше потратить время на отмачивание нагревание и другие ухищрения с гайкой, чем потом топать за новым втягивающим. Свернуть винтовой вывод вместе с пластиком изолятора особого труда не составит.
Фото разобранного стартёра.

стартёр в разборе1.jpg


Разборка также особых проблем не составит. Сразу снимаем втягивающее. Винты, держащие задний колпачок, перед откручиванием немного обстучать. Они латунные и при желании легко сворачиваются. Под колпачком снимаем стопорное кольцо. Затем выкручиваем два длинных винта и снимаем колокол. Под ним расположен планетарный привод. Вынимаем его, он ни чем не крепится. Снимаем заднюю крышку и щёточный узел. Направляющие щёток съёмные, поэтому при демонтаже следите, чтобы пружинки и направляющие не выстрелил в неизвестном направлении. Вынимаем ротор. Чтобы разобрать планетарку и снять бендикс, потребуется немного повозиться с упором бендикса на валу(поз. 13 и 14). Тут можно либо отвёрткой постепенно сковырнуть упор 14 со стопорного кольца 13, либо через длинную голову несильным ударом сбить упор с кольца, после чего вывести кольцо из проточки и снять обе детали с вала. Снимаем бендикс, затем снимаем стопор и шайбу у основания корпуса планетарки. С обратной стороны снимаем металлическую крышку с корпуса планетарки и вынимаем водило с сателлитами.
Теперь можно всё промыть от пыли и старой смазки, корпус и колокол стартёра очистить снаружи (по желанию). Внутри корпуса на пружинных держателях установлены постоянные магниты. В идеале их можно вынуть, чтобы не мешались при очистке внутри корпуса. Да и очистить их от налипших частичек металла будет проще. Коллектор очищать исключительно тканью, смоченной в бензине или карбклинере. Использовать шкурки не желательно. Либо, если есть возможность (и надобность), можно проточить коллектор на токарном станке (если есть что протачивать). Все валы отполировываем от грязи, не более. Для полировки использовал плоскую ленту (капрон или нейлон не знаю, внешний вид на фото) и абразивную пасту. Я использовал пасту для полировки хрома. После того как всё отмыто, можно приступать к дефектовке. Разобранный стартёр на фото.

стартёр в разборе.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Audi 100/44 Avant 2.3NF 88г.
Аватара пользователя
Kattani
Супермодератор
 
Сообщения: 5262
Зарегистрирован: 09 ноя 2012, 19:55
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 178 раз.
Откуда: Красноармейск, МО
Модель автомобиля: 100
Кузов: Avant
Год выпуска: 1988
Код двигателя: NF
Привод автомобиля: Переднеприводный

Re: Переборка стартёров БОШ бензиновых 5-ок

Сообщение номер:#2  Сообщение Kattani » 13 ноя 2012, 11:38 •

Дефектовка и выбор деталей.

Мой стартёр имел номер 0001108026(027), по VAG 035911023N. Судя по каталогу Wood Auto есть однотипные стартёры, но имеющие несколько другие номера:
0001108001, 0001108002, 0001108007, 0001108009, 0001108010, 0001108026, 0001108027, 0001108028, 0001108029, 0001108072, 0001108073, 0001108101, 0001108102. Для всех была указана одинаковая мощность (правда почему-то 1кВт, а не 1,1кВт) и число зубьев бендикса (9). Отличий в применяемых з/ч между ними не заметил, поэтому в чём различие так и не понял. Эти номера стартёров полезны при подборе з/ч по каталогу Cargo, т.к. номер своего стартёра я там не обнаружил, зато на модификацию 001, например, они присутствовали.

Замеряем диаметр коллектора. Минимальный диаметр 31,2 мм. Коллектор должен быть равномерно сточен, без канавок.

коллектор.jpg


В букваре также описана проверка изоляции обмоток ротора:
«Проверить состояние обмотки якоря с помощью лампы. Подать на один контакт лампы переменный ток напряжением 220 В. Другой контакт лампы соединить с корпусом. Второй провод от источника тока подсоединять с пластиной коллектора и сердечником
якоря. Лампа гореть не должна. Если лампа горит, значит есть замыкание в обмотке якоря или пластины коллектора на «массу». В этом случае заменить якорь.»
Понятно, что если стартёр крутил, то с большой долей вероятности можно сказать, что эта проверка ничего не даст и смысла делать её нет. Особо пытливые могут проверить, не забывая о ТБ при работе с электричеством. Скажу сразу, что использовать 12В и такую же лампочку будет не совсем корректно, т.к. сопротивление изоляции проверяется обычно при напряжениях порядка сотен вольт. Номер нового якоря по Cargo 132816.
Минимальная длина щёток составляет 8 мм. Именно длина, а не их вылет из щёткодержателя. Сами щётки должны плавно, без заеданий ходит по направляющим.
Втулки дефектовать смысла нет. Они под замену без вариантов.
Всего в стартёре 4 втулки(жирным выделены размеры, снятые с родных втулок):
- в колоколе (16,05х11,9х14,25 16,11х12,09х14 VAG 028911257, Cargo 140017)
- в корпусе планетарки (22,15х18,1х7,4 22,1х18х7,4 VAG -//-, Cargo 140251, Cargo 141099)
- в водиле (11,1х8,1х8 11,12х8,1х8 VAG -//-, Cargo 140249, Cargo 141118)
- в задней крышке (14х10х10 14х10х10 VAG 035911213B, Cargo 141119, Cargo 140208, Cargo 140014, Cargo 140319. У 2-х последних длина чуть больше (13 и 12 мм))

ЕТКА знает только 2 втулки: переднюю и заднюю. Две остальные были измерены и подбирались по каталогу фирмы Cargo. Втулку в корпусе планетарки можно поменять отдельно, либо вместе с корпусом планетарки (Cargo 131503). Сам корпус (вместе с втулкой) был чисто случайно обнаружен на ближайшем авторынке за смешные 200р.

корпус планетарки.jpg


Продавец уверял, что номера на эту деталь нет, т.к. такой детали нет в ЕТКА. Уже потом, изучая каталог Cargo, я понял откуда ноги растут. Т.к. в старом корпусе следов и износа зубьев и трещин не обнаружил, то втулка из нового корпуса перекочевала в родной. Втулку в водиле

втулка в водиле.jpg


я не поменял по двум причинам: о каталоге Cargo узнал уже после сборки, и как её вынимать также узнал после сборки. А вынимается она просто: в неё вкручивается метчик и, если втулка не проворачивается, то вместо метчика вкручивается болт, и втулку вытягивают за него, либо вытягивают за сам метчик. Остальные втулки выбиваются подходящими выколотками. Например, головками из набора.
Если возникли трудности с приобретением втулок, то можно подобрать другие подходящие. Но с одной оговоркой: использование втулок выточенных из обычной бронзы/латуни/ меди не допускается. Дело в том, что втулки для подобного применения изготовлены с использованием графита (медно-графитовые) и являются т.н. самосмазывающимися. Обычные втулки быстро износятся.
Ещё в каталоге Cargo есть ремкомплект 133309, который содержит корпус планетарки, 4 втулки и щётки. Судя по аннотации, он подходит для стартёров серии 0001108ХХХ.
Сателлиты, , также сидят на подшипниках судя по всему и в каталоге Cargo, опять же вроде бы всё есть, но заморачиваться не стал.
Бендикс(VAG 035 911 335 C , Bosch 1 006 209 506, Cargo131104) осматривается на предмет целостности и формы зубьев, и, если проблем с ним не возникало, то оставляем его. Если присутствовала неисправность, описанная в п.3, то бендикс под замену, хотя слышал, что его возможно отремонтировать путём разборки и промывки, либо просто долгим замачиванием в какой-нибудь очистителе. При наличии времени и отсутствии денег можно попытаться заморочиться подобным секасом. Стоит отметить, что новый бендикс Бош, несколько отличается по виду от родного: общая длина у них одинаковая. А вот высота корпуса обгонной муфты у нового немного меньше. (слева новый, справа-родной)

бендиксы.jpg
бендиксы1.jpg


Переходим к электрической части.
О щёточном узле чуть подробнее. В продаже имеется как целый щёточный узел(VAG 078 911 209 , Bosch 1 004 336 403), так и щётки отдельно (Bosch 1 004 320 113). Конечно, можно сэкономить и купить только щётки, но тогда придётся придумывать, как крепить их выводы. В заводском исполнении они прихвачены контактной сваркой. Припаивать же их паяльником не допустимо, т.к. во время пуска токи через них достигают величин несколько сотен ампер и такие соединения попросту отвалятся.
Ещё хотелось бы сказать по поводу з/ч предлагаемых в ЕТКА. Там присутствует ремкомплект стартёра (VAG 035 911 320 A, Bosch 1 007 010 039), внешний вид на фото.

ремкомплект стартёра.jpg


Содержит в себе кучу всяких резиновых деталек, немного стопорных колец и шайб, несколько упоров вилки и войлочные шайбы. Более-менее полезны разве что войлочные шайбы, хотя вполне можно оставить и старые, если хорошенько промыть их Шайбы и стопоры могут пригодиться при утере родных во время разборки. Из резиновых деталек можно использовать демпфер упора вилки и изолятор плюсовой шины щёточного узла. Судя по всему набор под разные типы генераторов, поэтому там такая солянка. Покупал его исключительно из познавательных целей.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Audi 100/44 Avant 2.3NF 88г.
Аватара пользователя
Kattani
Супермодератор
 
Сообщения: 5262
Зарегистрирован: 09 ноя 2012, 19:55
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 178 раз.
Откуда: Красноармейск, МО
Модель автомобиля: 100
Кузов: Avant
Год выпуска: 1988
Код двигателя: NF
Привод автомобиля: Переднеприводный

Re: Переборка стартёров БОШ бензиновых 5-ок

Сообщение номер:#3  Сообщение Kattani » 13 ноя 2012, 11:49 •

Сборка.

Итак, всё отдеффектовано, что необходимо будет заменено. Можно приступать к сборке.
Начинаем с планетарки. Вставляем в корпус планетарки водило и добавляем на зубцы немного смазки. Принцип «лишнее само выйдет» здесь не применим, по той причине, что в мороз большое количество смазки может замёрзнуть, что не самым лучшим образом скажется на здоровье планетарки или ещё того хуже всего стартёра. Я использовал ШРУС-4. Ставим на место заднюю крышку планетарки, устанавливаем шайбу и стопорное кольцо.

сборка планетарки1.jpg
сборка планетарки2.jpg


Шлицы вала, по которым ездит бендикс, смазываем небольшим количеством смазки. Надеваем на вал бендикс. Потом надеваем упор бендикса, чашкой вверх, после чего проталкивает по валу до проточки стопорное кольцо.

стопорное кольцо.jpg


Перед тем как одевать стопорное кольцо на вал проверяем, не имеется ли на его концах зазубрин, которые могли появиться во время съёма. При необходимости убираем их надфилем. Чтобы защёлкнуть на стопорном кольце упор, использовал нехитрую приспособу их двух ключей на 13.

установка упора.jpg


Общий вид собранной планетарки с бендиксом.

планетарка в сборе.jpg


Запрессовать переднюю и заднюю втулки удобно самодельной приспособой, конструкция которой ясна из фото.

запрессовка задней втулки.jpg
запрессовка передней втулки.jpg


Втулка в корпус планетарки ставится от руки или приспособой описанной выше. В водило - через подходящую оправку.
Со стороны коллектора на вал последовательно надеваем металлическую шайбу

шайбы коллектора1.jpg


и два фетровых кольца, смоченных жидкой смазкой.

шайбы коллектора2.jpg


Потом надеваем на коллектор щёточный узел.

установка щёточного узла.jpg


На новом узле присутствует бобышка, которая раздвигает щётки и делает удобным одевание на коллектор. Если используется старый щёточный узел, то можно смастерить нечто подобное. Далее вставляем эту конструкцию в корпус с тыльной стороны, придерживая её за вал с обратной стороны. Ориентируем щёточный узел так, чтобы он совпал своим изолятором плюсовой шины с вырезом на корпусе. Сверху прикрываем задней крышкой и фиксируем вал стопорным кольцом.

сборка задней засти.jpg


В задний колпачок набиваем немного смазки и ставим его на место. Планетарку ставим в колокол, можно поменять демпфер упора вилки на новый из ремкомплекта.

установка планетарки в колокол.jpg
установка планетарки в колокол2.jpg


Соединяем корпус с колоком, стягиваем винтами.

стартёр в сборе.jpg


Перед установкой втягивающего реле (на фото не показан) его следует просто очистить, особенно якорь. Смазывать не надо, т.к. в мороз может замёрзнуть. Ещё есть момент с теплоизоляцией втягивающего. Согласно ЕТКА теплоизоляционный экран ставился только на двигатель МС. Сам экран представляет из себя обычный термо-бутерброд: с 2-х сторон теплоотражающий материал, а между ним что-то вроде войлока. Кусок этой теплоизоляции окутывает корпус втягивающего и закрепляется на нём подходящим хомутом. Подсоединяем плюсовой вывод от щёточного узла к соответствующему контакту втягивающего.
Проверяем работоспособность подключением «-» акб на корпус стартёра, а «+» кидаем на вывод втягивающего, к которому прикручен гибкий вывод от щёточного узла.

Замечания приветствуются.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Audi 100/44 Avant 2.3NF 88г.
Аватара пользователя
Kattani
Супермодератор
 
Сообщения: 5262
Зарегистрирован: 09 ноя 2012, 19:55
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 178 раз.
Откуда: Красноармейск, МО
Модель автомобиля: 100
Кузов: Avant
Год выпуска: 1988
Код двигателя: NF
Привод автомобиля: Переднеприводный


Вернуться в FAQ по ремонту

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0